МАДОУ Детский сад №411 г. Пермь
МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 411" г. Перми

Заведующий: Ситникова Наталья Вячеславовна
+7 (342) 267-04-03
+7 (342) 267-09-59
ул. Целинная, д. 11 А
411dou@gmail.com

Педагог-психолог

Педагог-психолог - Полежаева Елена Юрьевна

Графические диктанты для дошкольников

Графические диктанты успешно применяются в детских садах для развития внимания, памяти, логического мышления, моторики.
При подготовке ребёнка к школе надо учитывать, что для письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга, ибо развитие речи и мышление у ребёнка тесно связано с развитием мелкой моторики. Обычно, ребёнок, свободно владеющий рукой, понятлив, внимателен, способен логически рассуждать и мыслить. Нужно и дома работать над моторикой у ребёнка задолго до его поступления в школу. Поэтому, целесообразно включать в занятия с ребенком простейшие графические диктанты для дошкольников и творческие задания.

Такие упражнения помогают стать детям более самостоятельными и уверенными в себе и позволяют определить, насколько точно ребёнок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять задания по образцу.

Первые занятия я начинаю с того, что предлагаю ребятам набор заданий и упражнений, которые научат их ориентироваться в клеточке, пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, находить её стороны и углы. К. Шевелёв советует на первом занятии использовать демонстрационный плакат, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз. Ребенок должен правильно назвать и показать стороны клеточки. Далее выполняются упражнения в тетрадях в клеточку или на компьютере.


Упражнение 1

Обведите ручкой четыре отдельные клеточки. В первой клеточке проведите линию жёлтого цвета по верхней стороне клетки, во второй проведите красную линию по нижней стороне, в третьей – синюю линию по левой стороне, в четвёртой – зелёную линию по правой стороне.


Упражнение 2

Обведите синим карандашом одну клеточку. Поставьте точку на правой стороне клеточки. Отметьте крестиком нижнюю сторону. Поставьте две точки на левой стороне. Отметьте двумя крестиками верхнюю сторону.
Называю и показываю точки клеточки, дети повторяют.


Упражнение 3

Обведите девять отдельных клеточек. Поставьте точку в первой клеточке в верхнем правом углу, во второй — в нижнем правом углу, в третьей — в верхнем левом углу и т.д.


Упражнение 4

Обведите 5 отдельных клеточек. В первой клеточке поставьте точки в верхнем левом и в нижнем правом углах. Проведите линию от верхнего левого к нижнему правому углу. Во второй клетке поставьте точки в верхнем правом и нижнем левом углах. Проведите линию от верхнего правого к нижнему левому углу и т.д.
Графические диктанты начинаю проводить с очень простых фигур. После освоения написания простейших диктантов добавить понятия вверх-вправо, вверх-влево, вниз-вправо, вниз-влево наискосок, то есть закрепляю понятия: правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол. Потом перехожу к более сложным фигурам.

Графические диктанты на развитие логического мышления и памяти

Для развития логического мышления и памяти, даем диктанты, где вместо стрелок записываем слова при помощи букв (п – вправо, л – влево, в – вверх, н – вниз, вп – вверх – вправо, вл – вверх– влево, нп – вниз – вправо, нл – вниз – влево). Можно работать по тетрадям на печатной основе В. Александровой «Развивающие прописи», где есть очень хорошие упражнения такого характера. А также составлять самим такие диктанты, которые ребенок выполняет.

Например:
1) Придумайте своё название к такой записи: 3Н +3П+2В+2П+1Н+1П+1В
2) Из данных узоров найдите тот, к которому подходит запись: 1П, 2В, 3П, 2Н и обведите его цветным карандашом.

Графические диктанты при изучении алфавита
Так, при изучении букв алфавита, можно давать графические диктанты на написание печатных букв и составлять из них слова. Используем такие диктанты для написания букв.

Например:
Дана буква — напишите к ней диктант.
Вы диктуете направления – ребенок рисует в тетради букву.
Даны и буква и направления, надо написать другой путь построения.

Задание. Написать диктант и из полученных букв составить слово (сначала написать букву М, потом букву Д, затем О. Составить слово ДОМ)





Предложенные отдельные задания можно каждый раз видоизменять.

Памятка членам семьи, в которой ребенок столкнулся со смертью

С пониманием относитесь к неадекватным реакциям ребенка (смех, приподнятое настроение, веселость), которые могут появиться после сообщения о потере близкого человека. У ребенка длительное время может сохраняться надежда и ожидание возвращения любимого родителя. Наблюдайте за играми ребенка, именно они помогут вам понять его состояние. Потеря близкого человека может сказываться на состоянии ребенка непосредственно сразу после случившегося или спустя значительный промежуток времени после утраты

Дайте ребенку выплакать свое горе, поскольку слезы лучше всего снимают напряжение и способствуют очищению психики. Ребенок может не уметь выражать горе, поскольку эта способность зависит от фазы психического развития и от тех травмирующих переживаний, которые довелось пережить дошкольнику. Помните, что ребенок дошкольного возраста не способен печалиться так, как это делают взрослые. Переживания дошкольника могут быть интенсивны, но он не способен сохранять их в течение длительного периода времени. Необходимо помнить, что эти переживания могут возвращаться вновь и вновь.

Не скрывайте от ребенка свои переживания по поводу утраты близкого. Пусть малыш видит, как вам тяжело, что вы тоже страдаете. Отдать дань уважения достойно прожитой жизни родного человека — это сильный воспитательный момент, который нельзя упускать. Лишая ребенка переживания смерти, мы лишаем его и понимания жизни, поскольку жизнь и смерть как начало и конец не могут друг без друга.

Если в вашей семье принято в тяжелые моменты обращаться к Богу, то сделайте это. Религиозное мировоззрение членов семьи поможет ребенку в принятии случившегося горя.

Помощь близких родственников будет очень кстати, не пренебрегайте ею. Бабушки и дедушки легко найдут слова утешения для малыша, прародители точно знают, когда промолчать, а когда нужно говорить ребенку теплые, ласковые слова до тех пор, пока боль и горечь утраты не отпустят. В ритуальные дни прощания само присутствие людей, пришедших почтить память ушедшего, помогает ребенку легче пережить горе, уменьшает горечь утраты.

Если ребенок спрашивает вас об умершем родственнике, знайте, что эти расспросы очень важны для него, не упустите их, не отмахивайтесь повседневными делами. Спрашивая о том, что его волнует, ребенок делает доверительный шаг навстречу к вам. Говорите с ребенком столько, сколько он готов слушать. Для понимания случившегося дошкольнику требуются простые и повторные объяснения. Ребенок должен осознать, что проводить умершего члена семьи в последний путь так же важно, как и встретить вновь родившегося. Жизнь и смерть неразрывно связаны друг с другом, об этом природа постоянно сообщает нам тогда, когда мы, например, любуемся красотой увядающих осенних цветов.

Можно привлечь ребенка к поминовению усопшего члена семьи, поскольку этим обычаем поминовения выказывается уважение к ушедшим (панихида — православная заупокойная служба над телом умершего и на 3-й, 9-й, 20-й и 40-й дни после смерти). Через приобщение к проводам умершего в последний путь, отдавая дань уважения достойно прожитой жизни, дети учатся осознавать человеческую обязанность живых членов семьи предать тело покойного земле. Возможно подключение ребенка к посильной для него деятельности в связи с этим (приготовление угощений, покупка цветов и т. п.).

Важной составляющей является посещение кладбища, уход за могилами родственников. Знакомство ребенка с родственниками, умершими до его рождения, подчас происходит на кладбище. Воспользуйтесь возможностью рассказать о них, воспроизвести семейную историю у могил предков. Родители учат детей дорожить светлой памятью предков, подчеркивать необходимость оберегания кладбищ — человеческой святыни. Такая деятельность не только помогает снять напряжение, но и способствует настрою на конструктивный лад.

Участвуя в обрядах, дети учатся понимать и переносить самое большое человеческое горе — смерть. Даже сам похоронный обряд с его печальной тональностью закрепляет в ребенке принадлежность к своей семье, учит сочувствовать чужому горю. Своим поведением члены семьи показывают пример выдержки, убеждают в том, что «поделенное горе — полгоря». Именно в эти трудные для семьи дни дети учатся сообща переносить тяжелую утрату, сопереживать людям, в трудные минуты жизни не избегать людей и дорожить жизнью.

Развитие мелкой моторики

Консультация для родителей
Чем больше мастерства в детской руке,тем умнее ребёнок (В. А. Сухомлинский)

- Предоставляйте малышам возможность перебирать крупные и мелкие предметы.
- Игры с мозаикой и конструктором развивают не только речь но и пространственное воображение.
- С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы.
- Мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, аппликация.
- Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.
- Очищать крутые яйца.
- Чистить мандарины.
- Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки, пленку с жареных орехов и т. п..
- Собирать, рассыпавшиеся по полу предметы: пуговицы,
- гвоздики, фасоль, бусинки.
- Лепить из теста печенье, из марципановой массы украшения к торту.
- Открывать почтовый ящик ключом.
- Учить самостоятельно обуваться, одеваться, надевать перчатки.
- Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
- Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
- Вешать белье, используя прищепки (натянуть веревку для ребенка).
- Помогать отвинчивать различные пробки: у зубной пасты и т. п.
- Помогать перебирать крупу.
- Закрывать задвижки на дверях.
- Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
- Собирать на даче или в лесу ягоды.
- Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
- Вытирать пыль, ничего не упуская.
- Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
- Перелистывать страницы книг

Информационно-образовательные ресурсы:

Официальный сайт министерства образования и науки РФ
www.mon.gov.ru
Федеральный портал "Российские образование"
www.window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.scool-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru
Единый портал
permedu.ru
Информационно-развлекательный портал для детей и подростков:
http://персональныеданные.дети

Copyright © МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 411" г. Перми
Создание сайта: Веб-студия полного цикла в Перми "Maria"
Пользовательское соглашение